Что римский философ Сенека утверждал о страхе, храбрости и гневе?

античная философия

Древний Рим – учения философа Сенеки

Луций Анней Сенека Младший, или просто Сенека (4 до н. э., Кордуба — 65, Рим). Сенека философ-стоик, поэт и государственный деятель. Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма. Стоици́зм — философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Именование получила по названию Расписной стои, где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.

зенон китийский

Зенон Китийский

Римский философ Сенека покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни. Несмотря на возражения мужа, жена Сенеки Паулина сама изъявила желание умереть вместе с ним и потребовала, чтобы её пронзили мечом.

Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Я не буду противиться. Умрём же вместе с одинаковым мужеством, но ты — с большею славой».

После этих слов оба вскрыли себе вены на руках. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно. Чтобы ускорить её истечение, он вскрыл себе вены и на ногах. Так как смерть всё не наступала, Сенека попросил Стация Аннея, своего друга и врача, дать ему яду. Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело, и яд не произвёл своего действия. Тогда он вошёл в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал: «Это — возлияние Юпитеру Освободителю».

сенека

Луций Анней Сенека

Идеи философа Сенеки

Вопрос о храбрости не является в произведениях Сенеки центральным. Этот римский автор затрагивает его, размышляя о страхе и гневе. Сенека дает три определения храбрости (fortitudo). В них он раскрывает ее сущность как добродетели (virtus) и ее значение для человека. По мнению Сенеки, храбрость не является тождеством абсолютного бесстрашия и безрассудных поступков, но она основана на разумной осторожности.

Как сказал один мой знакомый “С возрастом человек становится не умнее, а осторожнее.

Римский философ Сенека утверждал – обычно страх ведет к бегству от опасностей. Иногда страх и гнев способны немного поднять дух, но они не могут вызвать добродетель, то есть привести к храбрым поступкам. Вопрос о пользе гнева, его способности порождать храбрость на поле боя представляется Сенеке очень важным. Согласно перипатетикам, гнев усиливает храбрость во время сражения, поэтому он полезен. Сенека категорически не согласен с этим мнением. В подтверждение своей точки зрения он приводит несколько аргументов. По мнению Сенеки, храбрость не только приносит победу на поле боя, но и обеспечивает самому храбрецу всеобщее уважение, а также внутреннюю свободу, самоуважение и счастье.

Храбрость, как известно, была одним тех качеств, которыми, как считали древние римляне, должны были обладать как рядовые воины, так и полководцы. В сознании римлян храбрость являлась неотъемлемой частью доблести. К определению храбрости Сенека обращается неоднократно.

Цитаты философа Сенеки

Римский философ Сенека говорил в сочинении «О благодеяниях»: «Храбрость является добродетелью, презирающей обоснованные опасности, или умением отвратить опасности, подвергнуть себя [им], бросить [им] вызов». Еще два определения Сенека дает в «Нравственных письмах к Луцилию»: «Ибо это не опрометчивый поступок, не любовь к опасностям, не стремление к [чему-то] страшному; [но это] умение строго различать, что является бедой, а что не является».

«Что такое храбрость? Неприступное укрепление человеческой слабости; кто себя им окружил, пре­бывает безопасным в этой осаде жизни, ибо пользуется своими силами, своим оружием».

Вопрос о храбрости, ее сути, проявлении и значении, не является в произведениях Сенеки центральным. Этот римский автор обращается к нему, размышляя о таких страстях, как страх и гнев.

Характеризуя храбрость как презрительное отношение к опасностям, Сенека в то же время отмечает, что полное отсутствие страха перед бедствиями «свойственно глупому и безумному» человеку. Но не только глупцов и безумцев, но и гладиаторов и рабов нельзя считать храбрыми, ибо их действия не являются результатом самостоятельно принятого, хорошо обдуманного решения.

Храбрость для Сенеки — это проявление не безрассудства, а разумной осторожности. Однако быть осторожным вовсе не означает быть нерешительным. Когда речь идет о защите родины, законов, свободы, необходимо, презирая опасности, идти им навстречу без колебаний. Храбрец «единственным бедствием считает лишь позор. Его не пугают смерть, оковы, огонь, побои, бедность, болезни, ибо это — не беды, а «страхи человеческой жизни», «безумные страхи», свойственные человеку боязливому, т. е. глупцу, не отличающему истинные бедствия от мнимых.

Римский философ Сенека утверждал:

страх обычно ведет к бегству от опасностей. Хотя наряду с гневом, опьянением и «другими такого же рода отвратительными и преходящими побуждениями» страх способен немного поднять дух, однако он не в состоянии вызвать добродетель ,т. е. не может привести к храбрым поступкам. Вопрос о том, способен ли гнев порождать храбрость на поле боя, а значит, приносить пользу отдельному человеку и государству, Сенеке представляется крайне важным. Это связано с тем, что, анализируя сущность гнева, его проявления в мирных условиях и на войне, античные мыслители различных философских школ активно обсуждали и проблему его пользы. Так, к примеру, перипатетики утверждали, что в сражении гнев усиливает храбрость, поэтому он необходим; его не следует полностью искоренять, а необходимо удерживать в определенных границах.

цицерон

Бюст Цицерона из Капитолийских музеев в Риме

Римский мыслитель, оратор и общественный деятель I в. до н. э. Цицерон выступил против такой точки зрения. Сенека, считая гнев (ira) наиболее сильной страстью (adfectus), занимающей в мире чувств доминирующее положение также не мог оставить этот вопрос без внимания. Свою позицию по этому поводу он изложил в сочинении «О гневе», полемизируя с Аристотелем и его сторонниками.

Римский философ Сенека утверждал, что гнев не способен породить храбрость у сражающегося воина и не может принести людям пользу ни на войне, ни в мирных условиях. В подтверждение своей точки зрения он приводит несколько аргументов. Во-первых, добродетель (virtus) самодостаточна и не нуждается в помощи порока (vitium). Храбрость, как уже отмечалось выше, является, по мнению Сенеки, добродетелью. Гнев, который представляет собой желание отомстить, он называет не только чувством (adfectus), но и пороком (vitium).

Гнев, как и опьянение или страх, может лишь немного поднять вялый (segnis) и трусливый (ignavus) дух, но не способен труса сделать храбрецом. Он не помогает добродетели проявиться, а пытается подменить ее собой. Во-вторых, хотя гнев есть жажда мести, для самого отмщения он не пригоден (inhabilis). Из-за присущих ему пылкости, безрассудности и спешки гнев скорее вредит, чем способствует его осуществлению в условиях мира или войны.

Древнеримскому философу Сенеке принадлежит следующее высказывание:

если человек и решается на месть, то ему следует действовать без гнева (sine ira), хотя «великому духу свойственно обиды презирать» («magni animi est iniurias despicere»). В бою же именно проявление гнева приводило варварские народы к поражению, в то время как дисциплина (disciplina) и разум (ratio) обеспечили бы им победу.

Далее, римский философ Сенека утверждал, для храбрости нужен не гнев, а разум. Гнев, не подвластный разуму (ratio), далекий от благоразумия (sanitas), ветреный (ventosa), пустой (inanis) 15 , на войне заставляет человека совершать опрометчивые поступки и забыть о том, что необходимо остерегаться опасностей.

Добродетель же ведет к хорошо обдуманным решениям и осторожному поведению в бою. Именно разум без гнева, как пишет Сенека, позволяет охотнику смело противостоять приближающемуся дикому зверю и преследовать убегающего. Таким же образом следует себя вести и на войне. Разум дает человеку возможность достойно преодолеть все страхи и опасности, поэтому его нужно любить. Наконец, в-четвертых, если гнев позволяет разуму себя удерживать в определенных границах, контролировать силу своего проявления, то это уже не гнев, а нечто другое, поскольку гнев, по мнению этого римского мыслителя, является необузданным (effrenata), безудержным (indomita), не способным подчиняться разуму из-за присущего ему упрямства (contumacia).

Таким образом, философ Сенека, как ранее и Цицерон, полностью отрицал пользу гнева для храбрости.

Размышляя о храбрости, общественном отношении к ней и ее значении для человека, Сенека указывает, что она, наравне с такими добродетелями, как справедливость (iustitia), благочестие (pietas), верность (fides), благоразумие (prudentia), вызывает у окружающих уважение.

Вопросы о сущности храбрости, ее проявлении на поле боя и значении для человека рассматриваются Сенекой в контексте проблематики, связанной с осмыслением чувства страха и гнева и таких ключевых этических понятий, как добро и зло, добродетель и порок. Понятие храбрости выполняет в его произведениях две функции: во-первых, оно является связующим звеном между его рассуждениями о страстях и о базовых для стоического учения понятиях; во-вторых, оно используется Сенекой как конкретный пример, позволяющий ему объяснить читателю в более доступной форме свое понимание сути добродетели и той роли, которую в ее проявлении играет разум.

Нерон и Сенека, памятник в Кордове, Испания. Скульптор — Эдуардо Баррон

Нерон и Сенека, памятник в Кордове, Испания. Скульптор — Эдуардо Баррон

Римский философ Сенека утверждал

Храбрость является не тождеством абсолютного бесстрашия и безрассудных поступков, но основанной на презрительном отношении к опасностям разумной осторожностью. Будучи добродетелью, она не ищет опоры в пороке, поэтому храбрость и гнев не совместимы. Если проявление гнева с присущими ему безрассудством и упрямством способно привести на поле боя лишь к поражению, то ведомая разумом храбрость приносит важную для армии, государства и общества победу, а самому храбрецу обеспечивает не только всеобщее уважение, но и внутреннюю свободу, самоуважение и счастье, в чем, по мнению Сенеки, и заключается значение храбрости как добродетели.

Автор оригинального текста С. С. Демина. Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Владимир, Россия.

Джучидские монеты. Легенды монет Золотой орды

Заповедник Аркаим – история открытия и раскопок. Аркаим сегодня – место силы