Императрицы Древнего Рима – Ливия, Мессалина, Юлия Домна. Положение женщин в Древнем Риме

Императрицы Древнего Рима

Портрет супругов. Первая половина I века, фреска из Помпеи

Мужчины и женщины в Древнем Риме

Положение женщин в Древнем Риме – изначально правовой и социальный статус женщины в Древнем Риме был значительно ниже, чем мужской. На протяжении всей своей жизни женщина была ограничена властью отца и властью мужа. С колыбели девочке внушали, что основная её роль – быть примерной супругой, хозяйкой дома и верным другом своего мужа, быть покладистой и следовать за своим мужчиной, подчиняясь его указаниям.

При вступлении в брак женщины произносили следующие слова: «Где ты Гай, там и я Гайя», тем самым отрекаясь от своего прежнего статуса и полностью подчиняя себя велению супруга. Мужчины же пользовались практически неограниченным господством по отношению к своей супруге.

Какие сигналы, чтобы вы знали, что у вас бессимптомный covid-19. Эксперты говорят, что таких людей миллионы

Положение женщин в Древнем Риме

Казни в Древнем Риме для женщин. Вплоть до конца I в. до н. э. муж по закону мог убить свою жену за супружескую измену. При определенных обстоятельствах жена могла быть приговорена к смерти, даже если ее не поймали на месте преступления. Основаниями для развода служили также «упрямство и отвратительное поведение».

Права женщин в Древнем Риме. В силу традиционных представлений о неустойчивой ментальной системе женщины она не могла выступать в суде, принимать решения, влияющие на судьбу общества.

Для Рима того времени большое значение имело усложнение жизни, связанное с огромным накоплением богатств, с непрерывным расширением его территории и социальными потрясениями эпохи больших завоеваний. Подобный новаторский подход ознаменовал собой пересмотр не только статуса правителя и государства, но и прав жителей Рима.

Римляне начали ощущать непомерную потребность к комфорту и роскоши, подобные желания привели к подмене приоритетов. Во главу угла ставилось не благополучие семьи как социальной ячейки, а сугубо личное благосостояние. Все эти причины привели к распаду семьи, который начался еще во II в. до н. э. Таким образом, наметилась тенденция к уменьшению личной несвободы женщин и увеличению их политических и социальных прав.

Самым ярким примером изменения роли женщины в Риме можно считать череду римских императриц. Изначально бесправные супруги правителей начинают играть всё большую и большую роль в политике. Ни в один из периодов существования Римской Империи женщина не добивается настолько высокого социального и политического статуса, какой она имела в период принципата.

Принципат (от princeps — первый сенатор, сенатор, открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 год до н. э. — 235 год н. э.) особой формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты. Обладатели высшей власти в основном именовались титулом принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, а первого среди равных. В истории закрепился титул «император», хотя основные полномочия глава государства имел как народный трибун и принцепс. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненный народный трибун) и военную власть.

Заповедник Аркаим – история открытия и раскопок. Аркаим сегодня – место силы

Положение женщин в Древнем Риме – Ливия

Ливия Друзилла

Первой женщиной в политике Рима можно считать Ливию – третью супругу Октавиана Августа. Об её исключительном положении свидетельствуют те привилегии и почести, которыми её осыпали по повелению Октавиана. Примечательно, что в период раннего принципата ни одна женщина в Риме не имела таких широких прав . Уже в 35 г. до н. э. сенатом было принято постановление, по которому в её честь разрешалось возводить статуи, а сама она могла вести свои имущественные дела лично, без опекуна. За Ливией также была признана та же степень неприкосновенности, которой некогда пользовались лишь народные трибуны. После смерти мужа в 14 г. н. э. она по завещанию была удочерена родом Августа и с этого момента получила имя Юлии Августы. Пока муж был жив, почти во всех надписях ее именовали Livia Augusti или Lima Caesaris.

Челябинский метеорит – отзыв. Как все было на самом деле

До брака с Августом Ливия родила двоих сыновей – Тиберия и Друза. И в надежде укрепить родственные связи Август насильно добивается развода своей дочери Юлии с Марком Агриппой и выдаёт её замуж за Тиберия. Таким образом, Август и Ливия сохранили преемственность династии, но совершили самую большую ошибку. Юлия, желая выразить протест, начала вести максимально скандальный образ жизни. Бесчисленная череда адюльтеров вынудила Августа ввести следующие законы: lex Iulia de adulteriis coercendis – закон Юлии против прелюбодеяний и lex Iulia de maritandis ordinibus – закон Юлии о браке.

Но эти законы не встретили поддержки в обществе, и для того, чтобы смягчить оппозицию, был издан lex Papia Poppaea. Этот закон, с одной стороны, смягчал жесткие требования первоначального, с другой – усиливал меры, поощрявшие рождаемость.

Положение женщин в Древнем Риме – после смерти Августа на престол взошёл Тиберий, и политические чаяния Ливии начали принимать всё большие и большие формы. Кассий Дион описывая поведение Ливии в первое время после смерти мужа, говорил о том, что вмешательство августы в дела государства достигло катастрофических масштабов и весьма тяготило императора. Она принимала у себя сенаторов, получала на своё имя официальные документы и в целом вела себя так, словно вся власть в государстве принадлежит ей. Сенат даже предлагал именовать императора по имени матери – Тиберий, сын Августы. Хоть она и не осмеливалась появляться на заседаниях сената или же в военных лагерях, её поступки всё равно выходили за грань дозволенного женщине в тот период. После смерти Ливия была обожествлена своим внуком Клавдием.

Знаменитые пары 90-х: с кем встречались Памела Андерсон, Деми Мур, Брэд Питт и другие?

Известные женщины Древнего Рима – Мессалина

Валерия Мессалина

Влиятельная и властолюбивая римлянка, имя которой приобрело переносное значение из-за её распутного поведения. Следующей яркой фигурой в плеяде римских императриц была одиозная Валерия Мессалина – третья супруга императора Клавдия, чьё имя вошло в историю как обозначение крайне распущенной и легкодоступной женщины. Многие историки античности пишут о её скандальном поведении и многочисленных адюльтерах. В знаменитой сатире Ювенал даёт крайне негативную оценку Мессалины, открыто говоря о её аморальном поведении и унизительном пристрастии, итогом которого стала ночная работа в римских лупанарах под именем Лициски.

Неизвестная Прага – интересные факты

Возможно, подобные заявления о неверности Мессалины могли быть и сфабрикованы для того, чтобы скомпрометировать и без того непопулярного в народе Клавдия, но влияние августы на политику мы можем проследить вполне отчётливо. Кравчук, приводя следующие факты, доказывающие её причастность к политическим интригам, писал, что Юния Силана обвинили в подготовке государственного переворота. Основным доказательством служил сон Мессалины и идентичный сон фаворита Клавдия – вольноотпущенника Нарцисса, в котором Силан якобы убивал императора. И этого было достаточно для вынесения и исполнения смертного приговора. Марк Виниций, к примеру, вызвал ненависть Мессалины тем, что был с ней холоден, и по ее поручению он был отравлен. Префект преторианцев Катоний Юст погиб потому, что Мессалина опасалась, как бы он не открыл Клавдию правду о том, что происходит во дворце.

Впоследствии Мессалина была убита приближенными Клавдия, которые опасались её усиливающегося влияния на императора, а сам август вскоре женился в четвёртый раз. Его избранницей стала Агриппина Младшая – дочь Нерона Клавдия Друза Германика, который был родным братом самого Клавдия. Стремясь к этому браку, Агриппина думала о будущем своего сына, вошедшего в историю под именем Нерона. Она добилась его усыновления Клавдием, организовала практически полную политическую изоляцию Британника – сына и наследника императора, а также организовала ликвидацию неугодных ей людей – бывших сторонников Мессалины или же тех, кто, по её мнению, мог оказывать негативное влияние на её супруга. Приблизив к себе прежде опального Сенеку и префекта преторианцев Афрания Бурра, Агриппина создала мощнейший политический триумвират. Но, завидев попытки Клавдия примириться с Британником и передать ему престол, августа отравила супруга блюдом из грибов. Преторианцы, которыми командовал Бурр, тут же провозгласили императором Нерона, а тот своеобразно выразил свою благодарность, объявив всем постам в качестве первого пароля слова: optima mater – самая лучшая мать.

Гитлера бьют по голове. Видеохроника.

Положение женщин в Древнем Риме – Агриппина

Юлия Августа Агриппина

В первые месяцы правления сына роль истинной правительницы играла Агриппина. 17-летний Нерон не участвовал в государственных делах вовсе, а августе помогали Бурр и вольноотпущенник Паллас, который был назначен министром финансов. На некоторых из выпущенных в этот период монетах Агриппина изображена вместе с Нероном, а в помещенных на них надписях она именуется Agrippina Augusta mater Augusti – «Агриппина Августа, мать Августа». Заседания сената созывались во дворце императора, чтобы Агриппина могла слышать все дебаты, скрываясь за занавеской [5, с. 28]. Но вскоре между повзрослевшим Нероном и жаждущей власти Агриппиной возник открытый конфликт. Мать неоднократно объявляла сыну, что именно ей он обязан статусом августа и именно она может лишить Нерона его. Подобный многолетний антагонизм вынудил молодого правителя организовать убийство матери.

Чердак с привидениями – стоит ли сводить детей?

Положение женщин в Древнем Риме – династия Северов

Юлия Домна – супруга римского императора Септимия Севера

Но пиком проявления женской власти в Древнем Риме историки единодушно признают время правления династии Северов. Из-за большого количества властолюбивых жён и матерей императоров, оказывавших влияние на политику, её также называют «женской династией». Первая женщина династии – Юлия Домна – происходила из сирийской, но уже эллинизированной семьи, гордившейся римским гражданством, но сохранившей верность своим прежним богам и местным культам. Пожалуй, ни одна римская императрица не получала такого количества почетных званий, и наверняка ни одной из них не посвящалось столько статуй и алтарей. В 195 г. она получает титул mater castrorum («мать лагерей»). Точно таким же титулом некогда Марк Авреллий наградил свою супругу Фаустину Младшую. Подобный поступок имел под собой глубокую политическую подоплёку. Дело в том, что Север оформил своё официальное усыновление родом Марка Аврелия, подчёркивая тем самым, что он является официальным продолжателем дел обожествлённого императора, а его супруга – наследница божественной Фаустины Младшей. После того как Север сделал своего старшего сына Каракаллу цезарем, тут же у Юлии Домны появился следующий титул – mater Caesaris, позднее, когда Каракалла стал августом, а его младший брат Гета – цезарем, – mater Augusti et Caesaris. В 209 г., когда оба брата стали августами, появляется титул mater Augustorum. И наконец, с 211 г. Юлию Домну почитают как mater castrorum et senatus et patriae – «мать лагерей, сената и отчизны».

Выживший в авиакатастрофе в Андах в 1972 году рассказал через 49 лет о вынужденном каннибализме

Древнеримская императрица вела крайне активную политическую и общественную жизнь – она сопровождала супруга в военных кампаниях, встречалась с выдающимися мыслителями своего времени, была весьма образованна и инициировала написание биографии Аполлония Тианского. После смерти Септимия Севера между Каракаллой и Гетой разгорелся конфликт, который Юлия Домна всеми силами пыталась купировать. Но попытки её были тщетны, и вскоре Каракалла снискал славу братоубийцы. Смерть младшего ребёнка способствовала отдалению матери от сына. Позже она скончалась от рака груди, а у руля империи встала другая Юлия (Меса), старшая сестра почившей августы.

После воцарения узурпатора Макрина Юлия Меса удалилась в Эмесу, где вместе с дочерью Юлией Соэмией растила нового претендента на престол – своего внука Вария Авита Бассиана, в дальнейшем известного как Элагабал или же Гелиогабал. Заплатив гарнизону Рафанеи и III Галльскому легиону, Юлия Месса добилась провозглашения внука императором и свержения Макрина. По восшествии на престол Элагабал провозгласил мать и бабку Августами, с портретом Юлии Месы даже чеканили монеты. Её дочь, Юлия Соэмия, став соправительницей малолетнего императора, фактически погрузила Рим в пучину религиозных противоречий и оргиестических обрядов. Вместе с сыном она организовала культ сирийского бога Эл-Габала, перевезя из Эмесы омфал, которому долгие годы поклонялось её семейство. Для Юлии Месы подобное поведение стало последней каплей, и она организовала политический переворот в пользу своей младшей дочери Юлии Мамеи и её сына Алексиана Севера, который незадолго до этого был усыновлён правительствующим Гелогабалом. Таким образом, ей удалось сохранить преемственность династии и привести на престол послушную политическую марионетку в лице младшего внука. Юлия Мамея посвятила свою жизнь воспитанию из сына достойного правителя – дала ему блестящее образование, а потом окружила просвещенными советниками. В марте 235 года Александр Север и Юлия Мамея были убиты при попытке наладить дипломатические отношения с германскими вождями.

Падение династии Северов привело к краху принципата как политического строя и после длительного периода разрухи Диоклетианом был создан новый режим – доминат. Доминат (от лат. dominātus – господство) – следующая фаза трансформации римской республики в абсолютную монархию. Если в период принципата старые республиканские институты формально продолжали функционировать, а глава государства – принцепс – считался лишь первым гражданином республики, то в период домината сенат вырождается в сугубо декоративный орган власти и отдельное сословие, а правителем становится «август» (Augustus — «священный») и «доминус» (Dominus — «господин»).

Монотеистическая религия позволяла прихожанам проводить простую параллель: Господин на небе – Бог и его наместник, Господин на земле – доминус. Такая перемена политического строя и общественного сознания не могла не отразиться на роли женщины.

За всю продолжительность периода принципата титула августы удостоилось 14 женщин, было апофеизировано 15 женщин, в то время как в доминате до падения Западной Римской Империи (476 г.) августами стали лишь 3 женщины, а канонизировали всего 4. Основанием к их канонизации стала не государственная или общественная деятельность, а подвижничество в христианской вере.

Мама медведица пытается перейти дорогу со своими четырьмя очаровательными детенышами – видео

Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме

Развод в Древнем Риме

Но последствия эмансипации, которая имела место быть в период принципата, всё же оставили неизгладимый след в женском поведении и повлекли смену её социального статуса. Частые разводы, которые могли быть инициированы и самой женщиной, привели к увеличению процента работающих женщин. Дамы более высокого социального статуса в свою очередь занимались работой на благо города, благотворительностью, жречеством. Они инициировали и спонсировали строительство общественных сооружений, организовывали празднества, возглавляли союзы. Именно во время раннего христианства появляются такие титулы, как «Дочь города» и «благодетельница полиса», «Мать полиса». Как и в предшествующие периоды, мужчины пытались ограничить участие женщин в общественной и политический жизни, но они терпели всё большее фиаско. Найдя утешение в христианской религии, которая проповедовала равенство перед богом вне зависимости от пола, женщины всей душой прониклись новым религиозным течением. В Новом завете, в Евангелии от Луки, часты упоминания женщин – последовательниц Христа. Складываются два женских архетипа, которые служили женщинам периода Домината образцами для подражания. Это образ непорочной девы, которая при посягательстве на её честь предпочитает покончить жизнь самоубийством и предстать перед Богом непорочной, нежели обесчещенной. Второй образ – кающаяся грешница, которая, узрев чудо господне, становится примерной христианкой. Оба эти архетипа призваны воспитать в женщинах те чувства кротости и покорности, почитание духовной и физической чистоты, которые были запятнаны в период свободных нравов принципата.

Древний Рим отношение к женщине

Проанализировав образы римских женщин, представленные в многочисленных свидетельствах современников и трудах античных авторов, можно прийти к выводам, что с 27 г. до н. э. (дата установления принципата) начинает усиливаться политическая роль женщины в Древнем Риме. Активизация женской политической элиты в свою очередь приводит к росту роли социальной, увеличению имущественных и гражданских прав женщины, смене поведенческой модели и эмансипации. В противовес женщине конца республики и начала принципата к началу эпохи домината появились эмансипированные женщины, которые наделены имуществом и правом на свободное распоряжение им, которые сменили роль тени мужа и матери семейства на роль мецената, деятеля науки и религии. В доминате политические чаяния женщин не обладают таким размахом, как в принципате, женщины не играют ведущих государственных ролей, не ставят собственных кандидатов на престол, но в противовес этому женщины начинают играть всё большую роль в общественной жизни.

Джучидские монеты. Легенды монет Золотой орды

Автор оригинального текста С. А. Сулейманова г. Челябинск, ЮУрГУ Chelyabinsk, SUSU. Оригинал статьи https://journals.susu.ru/lcc/article/view/105/287

Чем знаменита вдовствующая императрица Мария Федоровна, жена Павла I? История развития женского образования в России